Критерии оценивания эссе
№
|
Критерии оценивания
|
Балл
|
К1
|
Раскрытие
смысла высказывания
|
|
Смысл
высказывания раскрыт
|
2
|
|
Смысл
высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о
его понимании
|
1
|
|
Смысл
высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает понимания о его представлении
|
0
|
|
К2
|
Представление
и понимание собственной позиции
|
|
Представлена
собственная позиция с аргументацией
|
1
|
|
Представлена
собственная позиция без объяснения ИЛИ собственная позиция не представлена
|
0
|
|
К3
|
Уровень
приводимых суждений и аргументов
|
|
Суждения
и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и
фактический материал
|
2
|
|
Суждения
и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического
материала.
ИЛИ
Суждения
и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических
положений
|
1
|
|
Суждения
и аргументы не приведены
|
0
|
|
Максимальный балл
|
5
|
Структурные
элементы эссе:
- Цитата;
- Проблема, поднятая автором, ее актуальность;
- Смысл высказывания;
- Собственная точка зрения;
- Аргументация на теоретическом уровне;
- Фактическая аргументация – два примера из социальной практики, истории, литературы, подтверждающие верность высказывания;
- Вывод.
Для того, чтобы логически правильно
построить работу, не пропустить ничего важного, избежать пространных
рассуждений, на черновике можно использовать таблицу, обозначив в ней основные
структурные элементы:
1.
Цитата
|
||
2.
Проблема, поднятая автором, ее актуальность
|
||
3.
Смысл высказывания
|
||
4.
Собственная точка зрения
|
||
5.
Аргументация на теоретическом уровне;
|
6.
Фактическая аргументация
|
|
7.
Вывод.
|
||
Алгоритм
написания эссе по обществознанию
1. Сделайте
осмысленный выбор цитаты для работы. Записать в первый раздел черновика.
2.
В
графу 2 впишите сформулированную проблему высказывания. Выявление проблемы
осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора
увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по
себе высказывание автора – это лишь один подход к решению той или иной
обществоведческой проблемы. Здесь же укажите ее актуальность в современных
условиях.
3. Запишите
основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять цитату автора дословно,
главное – раскрыть смысл высказывания автора. Можно использовать следующие клише:
−
«Смысл
данного высказывания состоит в том, что…»
−
«Автор
обращает наше внимание на то, что…»
−
«Автор
убежден в том, что…»
4. Определите
свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью
или частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с
автором, высказав противоположное мнение.
Сформулируйте собственное мнение по
проблеме, запишите в графу 4.
5. Подберите
теоретические аргументы собственной позиции по данной проблеме. Для этого
необходимо вспомнить основные термины, теоретические положения. Мысленно представьте
себе словарь по обществознанию, с которыми вы работали дома и на уроках, текст
параграфа в учебнике, схемы, составленные в учебнике, объяснения учителя. В графу
5 черновика выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения. При этом следует
помнить, что они должны раскрывать и подтверждать высказанную вами позицию. Помните,
что наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к
снижению оценки по этому критерию на 1 балл.
6. Подтвердите
высказываемую вами мысль фактами и примерами, почерпнутыми из различных
источников. Можно использовать сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории,
литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные
наблюдения. Необходимо привести не менее двух примеров из различных источников (примеры
из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных
источников).
Фактические аргументы должны
иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для
обоснования собственной позиции.
При отборе фактов, примеров из
общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения
своей позиции, мысленно ответьте на вопросы:
−
Подтверждают
ли они мое мнение?
−
Не
могут ли они быть истолкованы по-другому?
−
Не
противоречат ли они высказанному мною тезису?
−
Убедительны
ли они?
Если вы уверены, что приведенные
примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в графу 6
черновика.
Следуя данным рекомендациям, вы
сможете строго контролировать уместность приведенных аргументов и примеров и не
отойдете от темы.
7. Сформулируйте
вывод. Он не должен дословно совпадать с суждением, выбранным для обоснования:
вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и
подводит итог аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающих верность
или неверность суждения, ставшего темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут
быть использованы фразы-клише:
−
«Таким
образом, можно сделать вывод…»
−
«Подводя
черту, хотелось бы отметить, что…»
Вывод записывается в черновике в графе
7.
8. Оформите
полученный материал в виде эссе: составьте текст, используя слова-связки,
обращая внимание на грамотное написание обществоведческих терминов. Эссе разбейте
на абзацы, каждый из которых должен выражать отдельную мысль. При этом
соблюдайте красные строки.
Основные фразы-клише по элементам структуры эссе
Элементы структуры эссе
|
Фразы-клише для использования в эссе
|
1. Формулирование
проблемы высказывания, актуальность проблемы
|
В
данном высказывании автор рассуждает на тему ….
Автор
поднимает проблему….
|
Данная
проблема является актуальной в условиях…
…
глобализации общественных отношений;
…современной
рыночной экономики;
…
открытой социальной структуры современного общества;
…
формирования правового государства;
… необходимости сохранения собственной
идентичности, традиционных духовных ценностей.
|
|
2.
Раскрытие смысла высказывания автора
|
Автор
убежден в том, что…
Автор
хотел донести до нас мысль о том, что …
Мысль
автора состоит в том, что
В
своем высказывании автор имел в виду то, что…
|
3. Формулирование
собственной позиции
|
Я
согласен с автором в том, что…
Нельзя
не согласиться с автором высказывания, потому что …
Позволю
не согласиться с автором высказывания в том, что …
Отчасти
я придерживаюсь позиции автора по поводу …, но с … не могу согласиться.
|
4. Теоретическая
аргументация
|
Рассмотрим
данное высказывание с точки зрения (философии, социологии, экономики, политической
науки и др.) …
Обратимся
к теоретическому смыслу высказывания…
Определим
сущность … как ключевого понятия в данном высказывании
|
5. Фактическая аргументация
|
Множество
примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора…
Данное
теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни…
Обратимся
к примерам из произведений русской литературы…
Средства
массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки
зрения автора действительности…
|
6. Вывод
|
Таким
образом, можно сделать вывод…
На
основании своих рассуждений подведу итог…
В
заключении можно утверждать, что…
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий