эссе


Критерии оценивания эссе

Критерии оценивания
Балл
К1
Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт
2

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании
1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает понимания о его представлении
0
К2
Представление и понимание собственной позиции

Представлена собственная позиция с аргументацией
1

Представлена собственная позиция без объяснения ИЛИ собственная позиция не представлена
0
К3
Уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал
2

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала.
ИЛИ
Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений
1

Суждения и аргументы не приведены
0

Максимальный балл
5


 
Структурные элементы эссе:

  1. Цитата;
  2. Проблема, поднятая автором, ее актуальность;
  3. Смысл высказывания;
  4. Собственная точка зрения;
  5. Аргументация на теоретическом уровне;
  6. Фактическая аргументация – два примера из социальной практики, истории, литературы, подтверждающие верность высказывания;
  7. Вывод.


Для того, чтобы логически правильно построить работу, не пропустить ничего важного, избежать пространных рассуждений, на черновике можно использовать таблицу, обозначив в ней основные структурные элементы:
1.    Цитата


2.    Проблема, поднятая автором, ее актуальность

3.    Смысл высказывания


4.    Собственная точка зрения

5.    Аргументация на теоретическом уровне;

6.    Фактическая аргументация




7.    Вывод.





 
Алгоритм написания эссе по обществознанию

1. Сделайте осмысленный выбор цитаты для работы. Записать в первый раздел черновика.
2.    В графу 2 впишите сформулированную проблему высказывания. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само по себе высказывание автора – это лишь один подход к решению той или иной обществоведческой проблемы. Здесь же укажите ее актуальность в современных условиях.
3.  Запишите основную мысль автора в раздел 3. Не стоит повторять цитату автора дословно, главное – раскрыть смысл высказывания автора. Можно использовать следующие клише:
        «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
        «Автор обращает наше внимание на то, что…»
        «Автор убежден в том, что…»
4.  Определите свою позицию к высказыванию автора. Здесь можно согласиться с автором полностью или частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение.
Сформулируйте собственное мнение по проблеме, запишите в графу 4.
5. Подберите теоретические аргументы собственной позиции по данной проблеме. Для этого необходимо вспомнить основные термины, теоретические положения. Мысленно представьте себе словарь по обществознанию, с которыми вы работали дома и на уроках, текст параграфа в учебнике, схемы, составленные в учебнике, объяснения учителя. В графу 5 черновика выпишите понятия, противоречия, тезисы, обобщения. При этом следует помнить, что они должны раскрывать и подтверждать высказанную вами позицию. Помните, что наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.
6. Подтвердите высказываемую вами мысль фактами и примерами, почерпнутыми из различных источников. Можно использовать сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Необходимо привести не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников).
Фактические аргументы должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.
При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, необходимых для подтверждения своей позиции, мысленно ответьте на вопросы:
        Подтверждают ли они мое мнение?
        Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
        Не противоречат ли они высказанному мною тезису?
        Убедительны ли они?
Если вы уверены, что приведенные примеры действительно доказывают вашу точку зрения, запишите их в графу 6 черновика.
Следуя данным рекомендациям, вы сможете строго контролировать уместность приведенных аргументов и примеров и не отойдете от темы.
7.  Сформулируйте вывод. Он не должен дословно совпадать с суждением, выбранным для обоснования: вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающих верность или неверность суждения, ставшего темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
        «Таким образом, можно сделать вывод…»
        «Подводя черту, хотелось бы отметить, что…»
Вывод записывается в черновике в графе 7.



8. Оформите полученный материал в виде эссе: составьте текст, используя слова-связки, обращая внимание на грамотное написание обществоведческих терминов. Эссе разбейте на абзацы, каждый из которых должен выражать отдельную мысль. При этом соблюдайте красные строки.




Основные фразы-клише по элементам структуры эссе

Элементы структуры эссе
Фразы-клише для использования в эссе
1.  Формулирование проблемы высказывания, актуальность проблемы
В данном высказывании автор рассуждает на тему ….
Автор поднимает проблему….
Данная проблема является актуальной в условиях…
… глобализации общественных отношений;
…современной рыночной экономики;
… открытой социальной структуры современного общества;
… формирования правового государства;
  необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
2.     Раскрытие смысла высказывания автора
Автор убежден в том, что…
Автор хотел донести до нас мысль о том, что …
Мысль автора состоит в том, что
В своем высказывании автор имел в виду то, что…
3.  Формулирование собственной позиции
Я согласен с автором в том, что…
Нельзя не согласиться с автором высказывания, потому что …
Позволю не согласиться с автором высказывания в том, что …
Отчасти я придерживаюсь позиции автора по поводу …, но с … не могу согласиться.
4.  Теоретическая аргументация
Рассмотрим данное высказывание с точки зрения (философии, социологии, экономики, политической науки и др.) …
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
Определим сущность … как ключевого понятия в данном высказывании

5.  Фактическая аргументация
Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора…
Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни…
Обратимся к примерам из произведений русской литературы…
Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности…
6.  Вывод
Таким образом, можно сделать вывод…
На основании своих рассуждений подведу итог…
В заключении можно утверждать, что…

Комментариев нет:

Отправить комментарий